terça-feira, 9 de outubro de 2012

Работа над ошибками. Предлог А с португальскими глаголами.



В ожидании первого урока португальской грамматики в блоге Lickea (материал об артиклях почти совсем готов), предлагаю вам посмотреть вместе со мной, какие ошибки я допускала поначалу чаще всего.
Я думаю, что мой мозг функционирует так же, как и любой другой славянский мозг, поэтому надеюсь, что мой опыт поможет кому-нибудь. Я проанализировала историю моей переписки с Арменио и обнаружилось следующее.

Обнаружилось, что помимо неправильного употребления времен глаголов (о чем я не буду писать сегодня, всему свое время), а также артиклей (о чем, как сказано выше, я подробно напишу чуть позже), основная доля ошибок приходилась на неправильное употребление предлогов после глаголов.

Я прямо-таки мечтаю рассмотреть все это основательно, но делать посты быстрее, чем я их делаю сейчас, тяжело. Надеюсь, что и с существующей скоростью я не заставляю моих читателей долго ждать J

Сегодня я просто расскажу о своих ошибках во времена, когда переписка с португальцами в скайпе заставляла меня обливаться семью потами от волнения.

Есть несколько частоупотребительных глаголов, после которых необходим предлог А.

Prestar atenção a algo – aconselhar a fazer algo – começar a fazer algo – continuar a fazer algo – voltar a fazer algo – dedicar-se a fazer algo.
1.       Обратить внимание на - Prestar atenção а. Вопреки всем ожиданиям, не em!


Não prestei atenção ao fim do conto. Я не обратилa внимание на окончание рассказа.


2.       Aconselhar a – советовать
В русском языке этот глагол не требует предлога. Поэтому сложно угадать, что в португальском все иначе. Нужно просто запомнить.




O amigo dele aconselhou-o a comprar antes um presente.  Его друг посоветовал ему купить сначала подарок.



3.       Глагол Começar – начинать.
И в русском языке этот глагол часто идет вместе с другим глаголом, указывая на начало действия. Когда говоришь это по-португальски, вначале не хочется употреблять никакого предлога после começar. Потом, когда затвердишь себе, что предлог там нужен, почему-то хочется добавить de.

Итак, после começar употребляется А.
começar a falar, começar a comer, começar a fazer algo



Começo a habituar-me a fazer ginástica todas as manhãs. Начинаю привыкать делать зарядку каждое утро. (Вот это неправда. Никак не могу привыкнуть)


4.       Continuar a fazer algo - продолжить делать что-нибудь. Зачастую смысл  этой конструкции, как по мне, отлично передается на русский с помощью ПО-ПРЕЖНЕМУ

Сontinuo a não ver as tuas mesengens – По-прежнему не вижу твоих сообщений.
"По-прежнему" звучит лучше в этом случае, разве нет?


5.       В португальском языке есть чудесный глагол Voltar – возвращаться, который, вместе с предлогом А и последующим инфинитивом, означает повторение действия.

Например,
Depois de lhe ter dado um comprimido, voltei a dormir
O telefone voltou a tocar.  

Я бы переводила это с помощью слова «СНОВА»
Дав ему таблетку, я СНОВА заснула
Телефон СНОВА зазвонил.

6.       Dedicar-se a+глагол, dedicar-se aпосвятить себя чему-то.
Dedicou-se a fazer ruídos a que chamava música. Он посвятил себя созданию шума, что назывался музыкой


7.       И еще к теме о предлоге А.
Не путайте, как это делала я,
«A pé» и «em pé»

Ir a péидти пешком
Estar em pé – быть на ногах, стоять.

Для лучшего запоминания всего этого предлагаю небольшой рассказик.

O José prestou atenção a uma menina que estava sentada no banco do parque. O amigo dele aconselhou-o a aproximar-se dela. O José fez isso e começou a apresentar-se. Ela continuava a olhar para a rua. O José calou-se e depois  de alguns minutos de silêncio voltou a falar. “Sabe, dediquei-me à pintura* e gostava de lhe dizer que o seu vestido magnífico de cor vermelha...” A menina levantou-se e foi-se embora, à pressa, sem dizer nada. “... agora está verde por causa do banco pintado... ” disse o José em voz baixa olhando pensativo para as costas da menina.

Жозе обратил внимание на девушку, что сидела на лавочке в парке. Его друг посоветовал ему подойти к ней. Жозе так и сделал и начал представляться. Девушка продолжала смотреть на улицу. Жозе замолчал и через несколько минут тишины снова заговорил. «Знаете, я посвятил себя краскам* и хотел бы сказать, что Ваше чудесное платье красного цвета…» Девушка поднялась и поспешила прочь, не сказав ни слова. «… теперь зеленое от окрашенной скамьи…», сказал Жозе тихо, задумчиво глядя в спину девушки.
__________________
*В португальском языке слово "pintor" может обозначать как художника, так и маляра. Любого, кто имеет дело с красками. Соответственно, и "pintura" может обозначать как искусство, так и покраску домов, лавочек и крыш. Девушка, наверное, подумала, что молодой человек художник и сейчас предложит ей позировать ему обнаженной, тогда как он просто знал, что эта скамья еще недостаточно высохла для того, чтоб на ней сидеть. Но я сказала "наверное", так как кто может знать, что происходит в голове у молодых девушек! Может быть, она просто немая или глухая и не хотела этого показать? Или слишком стеснительная...

В этом месте я передумала писать об остальных своих ошибках. Я решила, что этого вполне довольно для одного урока. Когда пытаешься запомнить сразу много всего, становится скучно.

Слушайте также диалог "Из жизни мух" (это о знакомстве и представлении себя) по-португальски

а также диалог "История одного преступления" (содержит много полезных слов и выражений)

4 comentários:

  1. O amigo dele aconselhou-o a comprar antes um presente

    Надо aconselho-lhe, ему же посоветовал, а не его.

    ResponderEliminar
    Respostas
    1. Вячеслав, с этим глаголом не так все просто, как может показаться. Эта тема заслуживает даже отдельного поста, и я его сделаю.
      O amigo dele aconselhou-o a aproximar-se dela. - это правильный вариант, наряду с тем, что может существовать и aconselhou-lhe. Пока что я оставлю тут ссылку на обсуждение этого момента http://forum.wordreference.com/threads/aconselhar-ao-filho-o-filho.1670265/
      можно попробовать разобраться самостоятельно.
      В ближайшее время я напишу более подробно об этом.
      Спасибо за комментарий, он очень полезный!

      Eliminar